ddd
ВП/Platea, Материалы
О людях и бюрократах: разница в зарплатах граждан и чиновников
1809
Изображение: Илья Репин, «Крестный ход в Курской губернии»

 

— Деньги нужны, жить нечем.
— Живешь же?
— Живу, но долги.
— Что ты? Много? — с соболезнованием сказал Бартнянский.
— Очень много, тысяч двадцать.
Бартнянский весело расхохотался.
— О, счастливый человек! — сказал он. — У меня полтора миллиона и ничего нет, и, как видишь, жить еще можно!
(Л.Н. Толстой, «Анна Каренина»)

В августе 2014 года британскую политику всколыхнула неожиданная новость: парламентский заместитель министра иностранных дел, член Консервативной партии Марк Симмондс публично оставил свою должность в Форин-офисе, мотивировав это личными причинами, а также тем, что на должностной оклад он не мог содержать в Лондоне всю свою семью. Годовое жалованье Симмондса составляло на тот момент почти 90 тысяч фунтов, что вдвое превышало средний показатель по Лондону и почти в четыре раза аналогичные цифры по Великобритании в целом.

Вспоминая кейс Симмондса, «Новая Республика» задалась привычным некрасовским вопросом «кому на Руси жить хорошо», но попыталась составить своеобразный коэффициент Симмондса.

В первой его интерпретации, названной «персональным коэффициентом», мы сравнили задекларированные доходы глав регионов с медианными зарплатами в том же регионе.

 

В числе лидеров по этому показателю в 2015 году оказались Челябинская область (месячный доход губернатора почти в 279 раз превысил медианную зарплату), Тверская область (≈270), Нижегородская область (≈182), Московская область (≈70) и Ненецкий автономный округ (≈50). В 13 регионах страны в 2015 году доходы губернаторов как минимум в тридцать раз превышали медианную зарплату жителя соответствующего региона, в 50 регионах — минимум в пятнадцать раз, и лишь в 20 субъектах федерации «персональный» коэффициент Симмондса составлял менее 10. Симптоматично при этом, что в пятерке регионов-«лидеров», указанных в таблице ниже, реальные денежные доходы населения в 2015 году сократились, в среднем, значительнее, чем в тех субъектах, где разрыв является самым незначительным.

Самый большой разрыв между доходами главы региона и медианной зарплатой
Значение
Самый незначительный разрыв между доходами главы региона и медианной зарплатой
Значение
Челябинская область
278,88
Амурская область
6,19
Тверская область
269,7
Ханты-Мансийский автономный округ
5,79
Нижегородская область
181,81
Чукотский автономный округ
5,34
Московская область
70,17
Псковская область
5,13
Ненецкий автономный округ
49,74
Карачаево-Черкесская республика
4,58

 

Тезисы «в защиту» такого положения, в принципе, давно известны: большая ответственность в глазах многих предполагает большое вознаграждение, а многие главы регионов в недавнем или давнем прошлом имели собственный бизнес, который нередко выступает своеобразным оправданием сверхдоходов. Однако даже недавняя история показывает условность таких аргументов: жителям, к примеру, Орловской области нелегко объяснить доходы коммуниста Вадима Потомского, никогда не являвшегося предпринимателем, да и преуспевающие дела политиков по-прежнему контрастирует с довольно вялой позитивной динамикой доходов населения. Челябинская область в последнее время и вовсе стала завсегдатаем новостных сюжетов из-за коррупционного дела экс-губернатора Юревича.

Однако поскольку в персональном сравнении немного макроэкономической пользы (а только констатация встречающейся порой изоляции «слуг народа» от своих нанимателей), во второй интерпретации («ординарной») мы поделили среднюю зарплату в органах исполнительной власти субъектов федерации на медианную зарплату по соответствующему региону. Забегая вперед, самым интересным оказался результат не по конкретному субъекту, а по стране в целом — правительственные чиновники и сотрудники Администрации Президента получают, в среднем, почти в девять раз больше медианной российской зарплаты.

 

Здесь в числе регионов-лидеров неожиданно оказались далеко не самые благополучные субъекты федерации — наибольший усредненный по федеральному округу коэффициент наблюдался в Уральском ФО, где зарплаты региональной бюрократии превышают зарплаты населения в 2,22 раза; наименьший же показатель наблюдался в Приволжском и Северо-Кавказском федеральных округах — здесь усредненный по ФО разрыв составляет 1,82. Если говорить о конкретных регионах, то наибольший коэффициент Симмондса (2,98) наблюдался в Республике Тыва, где медианная зарплата населения в 2015 году составляла всего 18 тысяч рублей, а доля безработных почти в четыре раза превышала среднероссийский показатель. Далее следуют далеко не самая благополучные Волгоградская (коэффициент 2,66), Курганская (2,58) и Оренбургская (2,51) области. Лишь в семи субъектах РФ средняя зарплата региональной бюрократии превосходит медианную зарплату населения менее чем в полтора раза — и, что примечательно, флагманами здесь являются г. Москва (1,25), Республики Татарстан (1,27) и Башкортостан (1,31), а также Пермский край (1,36) — словом, далеко не самые депрессивные регионы. Казалось бы, подобную ситуацию можно оправдать привлечением квалифицированных специалистов в депрессивные субъекты федерации, однако при всех коэффициентах чиновник в Тыве (54,5 тысячи рублей) все равно получает меньше, чем в Москве (более 58 тысяч), а в Кургане (43,5 тысячи) — меньше, чем в Республике Коми (более 47). На первый план здесь может выступать искажение официальной статистики за счет неформального сектора и тех возможностей, которые открывает перед неофитами государственная служба, — и с этими рисками поможет справиться лишь трезвая оценка, что «слуги народные» по-прежнему нередко живут лучше хозяев.

Самый большой разрыв между зарплатой региональной бюрократии и медианной зарплатой гражданина
Значение
Самый незначительный разрыв между зарплатой региональной бюрократии и медианной зарплатой гражданина
Значение
Республика Тыва
2,98
Республика Коми
1,40
Волгоградская область
2,66
Пермский край
1,36
Курганская область
2,58
Республика Башкортостан
1,31
Оренбургская область
2,51
Республика Татарстан
1,27
Севастополь
2,48
г. Москва
1,25

 

Интересно и сопоставление полученных в результате данных с рейтингом качества жизни в субъектах РФ, составленным агентством «РИА Рейтинг» в 2015 году. Средний балл пяти регионов с незначительным разрывом в доходах бюрократов и населения в нем составляет 54,9 — лишь в 12 субъектах из 85 собственно региональный показатель превосходит это значение. Для пяти же «лидеров» расслоения средняя оценка качества жизни составляет 33,5 — среди всех регионов насчитывается лишь 13 с меньшим отдельным показателем.

 

 

 

Анализ данных и интерактивная визуализация подготовлена компанией Indadata