ddd
День перевыборов,
или как получить пост и заставить всех голосовать за себя
Представьте, что вы рядовой губернатор. А может, и не рядовой. В том, вероятно, смысле, что у вас чистые руки, холодная голова и все прочее полагающееся по чину, - ну или просто в столичной администрации вы давно на хорошем счету. У вас богатая резиденция, толпа заместителей (и все, конечно же, первые), новый служебный автомобиль представительского класса с красивым номером и подогревом сиденья в известном месте, - но в комплекте со всей этой пасторалью идет дотационный бюджет, бесконечные кляузники, аппаратные войны и разваливающаяся инфраструктура.

Более того, у вас на носу перевыборы, - и, несмотря на полную поддержку старших коллег по цеху, вы почему-то нервничаете. Времена-то пошли непростые - налоги растут, бизнес куда-то съезжает, и даже ранее недвижный пенсионный возраст вдруг берет с места в карьер. Как выжить в лихую годину? Как избраться без особого труда? "Новая Республика", глядя, как Радищев, окрест себя, дает несчастным губернаторам несколько хорошо зарекомендовавших себя советов.
Совет первый
Да здравствуют кандидаты-спойлеры!
Открытая политическая борьба с конкуренцией партийных позиций или, не дай Бог, содержательными дебатами по резонансным вопросам - это, как сказал бы тунеядец Федя из "Операции Ы", "не наш метод". Так дела при усовершенствованной демократии не делаются, тут работают другие законы.

Как известно, "если не можешь победить - возглавь"; если не можешь справиться с потенциальной оппозицией, то придумай себе ту, которая будет тебе по плечу. В политической науке такому сценарию посвящены, как минимум, две новеллы - первая из них касается т.н. "кооптации" оппозиции (при которой соперники получают должности в руководящем аппарате, и тем самым, во-первых, лишаются возможности открыто его критиковать, а во-вторых, начинают восприниматься избирателем как часть власти), вторая же посвящена кандидатам-спойлерам: политикам, главная цель которых - не победа и даже не участие, а оттягивание чужих голосов или публичное признание в том, что фаворит в итоге одержал тяжелую, но честную победу.

В одной только нашей стране сюжеты, связанные со спойлерами, могли стать материалом для целого цикла учебников или сатирических пьес. Политтехнологи пускали в ход "двойников" (когда на одного Виктора Катаева находился другой Виктор Катаев, а на Владислава Кузнецова, соответственно, - Владислав Кузнецов), нелепо играющих в политику знаменитостей (от порнозвезд до рок-музыкантов), "профессионалов" всех мастей (от слесарей до маститых врачей) и даже целые партии, которые либо названиями, либо символами совпадали с многолетними участниками выборов. Россияне видели целые россыпи разнообразных кпсс'ов и ссср'ов (можно вспомнить Коммунистическую партию социальной справедливости или, например, Союз Собственников-Совладельцев России), многократно лицезрели в качестве кандидата на самые разные должности Сергея "Паука" Троицкого, ну и, конечно, успели привыкнуть к тому, что интерес к политике просыпается у каждой второй поп-звезды и каждого первого городского сумасшедшего.

Хорошую иллюстрацию нашего совета можно наблюдать в одном российском городе, где соперниками действующего градоначальника на выборах станут экс-руководитель обанкротившейся строительной компании, представляющий "старые недобрые времена", профессиональный шут из партии, известной показными скандалами, и неожиданно выигравший левые праймериз спонсор коммунистов. Забудьте о реальном соперничестве - главное казаться, а не быть.
Совет второй
Агитируй, не агитируя
Две универсальные заповеди агитационной работы переизбирающегося губернатора просты и изящны, как китайский трактат "Искусство войны". Последний гласит: "Лучшее из лучшего - покорить чужую армию, не сражаясь (...) если ты и можешь что-нибудь, показывай противнику, будто не можешь; если ты и пользуешься чем-нибудь, показывай ему, будто ты этим не пользуешься". Вот и отечественным политикам, пропитавшимся китайской мудростью по ходу "поворота на Восток", открылись простые истины: во-первых, лучше смотреть на избирателя сверху вниз и с биллборда, нежели с неуютной полевой трибуны, а во-вторых, лучше, если война - это мир, свобода - это рабство, а твоя агитация - и не агитация вовсе.

При кажущейся парадоксальности эти заповеди живее всех живых - так, в одном российском городе плакаты с изображением кандидата-фаворита вполне официально были признаны этакой не-агитацией; мол, даром что агитацией считается "выражение предпочтения какому-либо кандидату", главное, чтобы этот самый кандидат свою агитацию разместил до официального начала кампании, а содержание её укладывалось в формулу "освещения профессиональной деятельности" действующего губернатора. Ведь, по нормам российского избирательного права, обычный чиновник, выставляющий свою кандидатуру на выборах, должен как минимум уйти в отпуск, - а вот высокопоставленный человек, являющийся не госслужащим, а "лицом, замещающим государственную должность", делать это совсем не обязан. Поэтому действующий глава региона вполне может позволить себе "рабочие поездки", торжественные мероприятия, массовые гулянья и прочие атрибуты сладкой политической жизни без особого ущерба для собственной кампании - и даже напротив, с изрядной для неё пользой.

Но зачем вступать в очную дискуссию с расстроенными избирателями, когда можно "как-то грустно и с недоумением" глядеть на толпу прямиком с голубого экрана? Зачем подвергать себя риску обстрела снежками, если можно развесить пафосные биллборды вдоль федеральных трасс? Агитируй, не агитируя; общайся, не общаясь; выигрывай кампанию, толком не участвуя в ней.
Совет третий
Устрой выставку достижений политического хозяйства
Третий совет любому переизбирающемуся губернатору очевиден: чтобы произвести впечатление на избирателя, надо продемонстрировать ему всю мощь достигнутых ранее свершений - или невиданную щедрость фаворита, золотым дождем проливающуюся на избирателя еще до голосования. Можно вернуть гражданам льготы, которые ранее ты сам и отменил; можно застроить провинциальный центр флорентийскими палаццо; стоит задуматься также об особых премиях и дотациях, весьма напоминающих подкуп, бесплатных праздниках и концертах, на которых звезды скажут пару добрых слов о кандидате (главное, чтобы не ошиблись), - ну или, на худой конец, бесплатном проезде в общественном транспорте.

Российские выборы вообще хорошо знакомы с принципом бестселлера; как известно, "бестселлер - это книга, которая хорошо покупается, потому что хорошо продаётся", вот и губернатор то и дело напоминает избирателям, что за него стоит проголосовать в будущем, потому что уже голосовали в прошлом. "Как много не сделано, - говорит фаворит, - и как много еще предстоит не сделать!". Жить стало лучше, жить стало веселее, товарищи, голосуем, встаём в очередь.
Совет четвертый
Унижай и властвуй
Конечно же, в трудном деле переизбрания нельзя обойтись без имиджевых игр. Даже не используя популярную нынче идею "если бы не я, в наших аварийных домах жили бы солдаты НАТО", губернатор может старательно лепить себе имидж "крепкого хозяйственника", можно разыгрывать карту "борца" или "жертвы", - российские политтехнологи подробно рассказывают о ключевых сценариях такого позиционирования, - однако главной чертой любой из приведенных конструкций должно быть "возвышение" и даже, прости Господи, превознесение.

Переизбирающийся руководитель непременно должен смотреть на соперников (равно как и на избирателей) сверху вниз. Обязан пренебрегать дискуссией и полемикой. Не сметь публично каяться (ибо извинения есть признак слабости). Его избирательная кампания, масштабная и горделивая, как шествующий сквозь Альпы слон, должна проходить не в режиме "первый среди равных", а скорее в формате "единственный Гоголь посреди русского поля". Дебаты? Курам на смех, боярину не о чем спорить с выскочками. Программы? Да кому они нужны, когда есть плакаты с президентом и символикой партии. Встречи с избирателями? Ах, оставим это доверенным лицам! Губернатор должен быть неприкосновенным ангелом, смиренно улыбающимся с небес, - а иначе всегда есть шанс ляпнуть что-нибудь хлесткое или попасть в какой-нибудь другой переплёт.
Вместо заключения
Среди преисполненных скепсиса консервативных россиян распространено мнение, что демократия - слабый и лицемерный режим, в условиях которого политики интересуются жизнью обычных граждан только перед выборами. К счастью или сожалению, но многие кампании по переизбранию отечественных губернаторов действительно показывают, насколько чуждо нам даже такое лицемерие, - политики умудряются неоднократно выигрывать выборы, вообще не интересуясь положением соотечественников. Наши вредные советы, конечно, сатирическая зарисовка, но, увы и ах, списаны они с политической натуры - и предстоящие в ближайшем будущем кампании еще покажут россиянам, "что в русской комедии много смешного, но мало веселого в ней".