ddd
Project Scarecrow
Проект "Пугало"
В нашей политической жизни, в нашей культуре и повседневности есть выражения, смысл которых мы понимаем, мягко говоря, не до конца. Несмотря на частое употребление и звучание с высоких трибун, эти клише обладают удивительным "ускользающим" смыслом - пока они произносятся, нам кажется, будто мы понимаем, о чем речь, но стоит идеологическому механизму остановиться, как мы мгновенно возвращаемся в неведение. Вместе с тем, подобные слова и обороты вызывают у нас глубокий эмоциональный отклик и вполне конкретную оценку - положительную или отрицательную, поддерживающую или оспаривающую. В итоге мы получаем интересный феномен, при котором субъект рассуждает о категории, содержание которой он не представляет, но при всем этом воспринимает ее как инструмент определения политического, как понимал его Карл Шмитт, - то есть посредством невыясненных терминов и понятий мы выделяем для себя "друзей" и "врагов".
Именно это печальное состояние заставляет нас представить два смежных интерактивных проекта: один из них называется "Восторг" (Rapture), второй же - "Пугало" (Scarecrow). В рамках "Восторга", образ которого вдохновлен игрой Bioshock, мы поговорим о лишенных смысла выражениях, которые используются в качестве позитивных маркеров, - речь пойдет о "стабильности", "традиционных ценностях", "консерватизме" и пр. Проект "Пугало" (при очевидных отсылках к герою вселенной DC) представит клише, которыми, несмотря на "заброшенность" и непроясненность, нас исправно пугают: здесь мы вспомним о "либерализме", "оппозиции", "Западе", "90-х" и т.д. Хочется верить, что оба эти проекта позволят объемнее и целостнее представлять, в первую очередь, нынешние реалии - избавляя их от лишних стереотипов и досужих штампов, чье употребление лишает политическую дискуссию смысла, но чересчур обильно нагружает эмоциями.
Кирилл Телин
Кандидат политических наук
Автор материала