ddd
2012
"Немцы"
Александр Терехов
Несколько лет своей жизни я работал в приемной комиссии факультета политологии и много общался с абитуриентами. Еще больше – с их родителями. И все было просто отлично. У нас был контакт. Но часто я замечал, что в последний момент ребят, которые хотели учиться у нас, родители уводили на соседний факультет государственного управления. Я не мог понять, в чем дело?! Я спрашивал: «Вы знаете, вообще, чему там учат?» И одна мне ответила: «Мы не знаем, чему там учат. Но если мой ребенок станет чиновником, у него никогда не будет проблем с деньгами».

Эта мысль восходит к какому-то подсознательному представлению, что если в России есть система государственного управления, то устойчивость ее поддерживается многовековой традицией тотальной коррупции. И это самая устойчивая конструкция на Руси! Пройдут века, умрут все цари и президенты, идеологии и общественно-экономические формации обратятся в пыль, а она останется, русская власть. И если выстроишься в эту «систему», – точно никогда не пропадешь.

Роман, о котором мы поговорим сегодня, об этой системе. Он называется: «Немцы». Автор – Александр Терехов. Год выхода – 2012.

Как случились «Немцы»?

Терехов почти десять лет отработал директором пресс-центра московской префектуры и облек в литературу свой опыт. По крайней мере, так пишут в Википедии. Герой романа, его зовут Эбергард, работает на той же позиции. Он большая шишка. И глазами героя мы можем рассмотреть внутренний механизм этой пресловутой «системы».

Терехов проводит нас по длинным коридорам лицемерия и взяточничества, в отдельно взятой префектуре, где правят «монстры», подчинятся им «уроды», где за лояльность власти все вопросы можно «порешать», где на салфетках пишут, сколько с каждого тендера нужно «откатить» и кому «занести».

Отвращение накапливается сцена за сценой. Расчеловеченный префект напоминает градоначальника города Глупова, который говорил только две фразы: «Разорю!» и «Не потерплю!» И как бы Терехов не пытался откреститься от этого сравнения, роман «Немцы» заставляет вспомнить Салтыкова-Щедрина. Пороки общества бичуются, постыдная правда обнажается. Совсем не смешно.

Чтобы понять политическую идею романа важно обратиться к его названию: «Немцы». В Средние века немцами на Руси называли иностранцев, немых, ничего не понимающих людей, чужаков. Однако в XIX веке немцами стали называть представителей класса чиновничества. И не только потому, что на этапе создания пертровской системы государственной службы, там было много этнических немцев. Так называли всех чиновников, подчеркивая тем самым глубокое непонимание ими органической жизни русского народа. И можно предположить, что так называя роман, Терехов хотел показать нам устойчивые черты бюрократии последних трехсот лет, начиная с реформы Петра. Но это неправильно.

Дело в том, что главным своим героям Терехов дает странные вычурные имена: Ульрике, Эрна, Эбергард. И они не немецкие, а, скорее, скандинавские. Перед нами варяги. То есть представители тех мифических выходцев из Скандинавии, которые в IX веке пришли нами править. А значит, немцы – это русская власть вообще, с момента ее зарождения.

В 1859 г. Салтыков-Щедрин напечатал рассказ о призвании варягов, который назвал «Гегемониев». Там история призвания рассказана выгнанным со службы старым подьячим. Обиженный герой рассказа вдруг понимает истинный смысл известных слов летописца: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нету». До героя доходит, что случилось тысячу лет назад. Скандинавские братья пришли и установили отсутствующий порядок, да только куда-то пропало «обилие» наших «великих» земель. Совпадение? Вряд ли.

То есть мы тут с помпой празднуем 1150 лет российской государственности, гордимся, радуемся. Флаги трепещут. А что, собственно, мы празднуем? Дату начала разграбления нашей страны чиновниками, администраторами? Эта печальная история началась с Рюрика и его братьев. Немцы правят нами не 300 лет, с Петра, а всегда.

Но не только концепт «немцы» важен Терехову. Среди персонажей романа есть генерал-силовик, которого все называют – Леня Монгол. Монгол может по своему произволу «сажать» и «отмазывать». Он – сила, находящая вне закона, потому что он сам закон. Он «монгол», а монголы традиционно берут дань на этой земле.

Одним словом, кажется, Терехов хотел рассказать не об одной московской префектуре, но о русской политической традиции. Русский народ от века находится под гнетом двух стихий – немцев и монголов: администраторов и силовиков. Одни грабят и угнетают под видом управления, другие – под видом защиты. И так было всегда. Советский период пытался переломить эту систему через колено, да сам о нее сломался. И мы вернулись к старой доброй феодально-даннической системе. Остается сказать, что интерпретация политической системы, предложенная в романе Терехова, конечно, – старый избитый штамп. Но от этого не становится легче.

Однако в романе есть не только политический план. «Я написал роман о любви», – говорил Терехов. Хочется добавить: любви, семье и верности. Ведь главный герой, бедняга Эбергард, переживает по ходу действия романа семейную драму. Он развелся и теряет дочь. Думал, что все будет цивилизовано, а наступила война и полный кошмар. Весь мир как-то клином сошелся на дочери. И что бы теперь он ни делал, какими бы внешними делами он ни занимался, эти тяжелые мысли толкаются в голову. Стоит немного зазеваться, и вот в повествование про пьянку с друзьями, про работу или в духоту любовной сцены влезает мучительная, как зубная боль, мысль, что дочь не любит. И сразу – злость, желание отомстить. Отсюда – равность текста, нервозность структуры романа. Но и красота. Психологически текст написан филигранно.

Политическая и семейная линии, хоть и существуют в романе параллельно, конечно, – взаимообусловлены. Чем глубже наш герой врастает в систему, чем больше становится «немцем», тем меньше он похож на человека. Да и стать коррупционером непросто. Вот мы говорим: «жулики и воры», критикуем, не пытаясь войти в их положение, понять их по-человечески. А ведь воровать не просто. Что вы думаете, они такие фрустрированные ездят на своих машинах с мигалками? Злые, неадекватные. Потому что там – все сложно. Нет там ни права, ни этики. Каждый сам за себя. Терехов в романе показывает сложную структуру коррупционной иерархии. Попробуй, встройся в нее, чтобы не раздробило кости ее стальными шестернями. Эбергард проходит все круги этого внутреннего теневого ада. Его шкура начинает трескаться и дымиться. Его становится жалко.

Коррупционеры тоже плачут, вот о чем роман, важный роман «Немцы», книжка, о которой нужно знать каждому, но всем читать – не обязательно!

Борис Прокудин
Автор курса