ddd
2012
"Лавр"
Евгений Водолазкин
Однажды я лежал в кровати, перед сном слушал аудиокнигу и плакал, да так плакал, что слезы текли и текли из глаз в уши и… бабах, наушник ударил меня током. Это было первый и единственный раз в моей жизни. Только с этим романом. Над книгой, о которой мы сегодня поговорим, я, кажется, выплакал слишком много слез (может быть, стакан), потому что она о сострадании и любви к человеку.

Она называется: «Лавр», автор – петербургский филолог Евгений Водолазкин. Год – 2012.

Герой этого романа – врач, точнее, средневековый целитель, который на протяжении книги меняет несколько имен от Арсения до Лавра, тем самым проживая несколько жизней. Сначала – это мальчик-сирота, который живет на краю кладбища со своим дедом вдали от людей в мире снадобий и трав, дед обучает его народной медицине. После смерти деда молодой Арсений остается совсем один, пока случайно к нему не приходит девушка, Устинья, в которую он влюбляется. И влюбляется болезненной ревностной любовью.

Это когда срастание с любимым человеком происходит настолько сильно, что не различить, где он, где ты, когда даже мысль, что твой любимый может разговаривать не с тобой, улыбаться не тебе – причиняет боль. Эта ревность к миру приводит к трагедии, которая запускает сюжет. Весь дальнейший путь героя – искупление греха, который повлек за собой смерть молодой женщины и их общего ребенка. И этот грех заключался в эгоизме любви.

По сути, «Лавр» – агиографическая литература, житие. На разных этапах жизни перед нами: святой, юродивый, странник, пустынник. И это, конечно, роман не о медицине или даже врачевании души, это роман о русской святости, ведь источником вдохновения автору послужили совершенно конкретные русские жития, которых он изучил сотни. И заслуга Водолазкина, специалиста по древнерусской литературе, в том, что он напоминает нам, какая она, эта необычная русская святость. Как свидетель чудес, приносит нам забытые рассказы и диковинные древности.

Но «Лавр» не только роман о любви и милосердии, это еще роман о времени. Действие происходит в районе 7000 года от сотворения мира, конец XV века от рождества Христова. Все ждут конца света, который так и не наступает. Но автор хочет нам сказать, что события романа разворачиваются вне времени, ведь только тела заперты в конкретной эпохе, а любовь, Бог и наша бессмертная душа существуют в вечности. Герои «Лавра» имеют возможность видеть прошлое и будущее, слышать друг друга на расстоянии. И эта идея свободы человека от времени, метафора голоса на расстоянии, кажется самой интересной.

Дело в том, что, несмотря на разрывы и революции, в русском историческом сознании наблюдается некая преемственность, и большие идеи, черты политического идеала, яркие исторические переживания далекой древности – никуда не исчезают. Они продолжают жить в нас и имеют особенность воспроизводиться на каждом новом историческом этапе. Эту идею высказывал философ Георгий Федотов. Он говорил, что такую преемственность невозможно выразить единой идеологической формулой, русской идеей. Пока народ жив, всякие определения остаются неполными и неточными. Но ни одна из существующих черт народа не исчезает. Некоторые из них могут терять в истории доминирующее значение, но это не значит, что на новом вираже они не вернуться на передний план.

То есть, читая древнерусскую литературу, изучая характер русской святости, мы можем лучше понять себя, услышать этот голос на расстоянии. И может быть, я извел столько носовых платков еще и потому, что чувствовал родство. Чувствовал себя не просто изолированным индивидом в Москве 2016 года, а частью большого рода, воплощенным этапом исторического движения моего народа.

Роман Водолазкина не лишен недостатков: излишних физиологических подробностей, непрописанных персонажей. В нем странная неоднозначная концовка. Но все это можно простить за тот диалог с предками, который Водолазкин нам организовал. За возможность почувствовать связь со своей историей.

Лавр важный роман нашего времени, книга, которую нужно знать каждому, но всем читать, наверное, не обязательно.


Борис Прокудин
Автор курса