Продление полномочий
Ангелы Меркель обеспечили голоса трех политических партий, формирующих устойчивое большинство в новом составе Бундестага. Социал-демократическая партия Германии (СДПГ) и коалиция Христианско-демократического союза и Христианско-социального союза (ХДС-ХСС) вместе занимают 399 кресла в парламенте, и эта цифра производит впечатление - пока не вспоминаешь, что всего в Бундестаге заседает 709 депутатов. Выходит, что «большинство Меркель» размером в 56,2% слабо напоминает даже доминирование «Единой России» в российском парламенте, не говоря уж о победах авторитарных лидеров на статистикой и здравым смыслом: так, «
Нур Отан», правящая партия Казахстана, никогда не занимала менее 84% мест в Мажилисе,
Народно-демократическая партия Таджикистана за последние три цикла не спускалась ниже планки в 77% депутатов, а туркменские «демократы» до выборов 2013 года и вовсе занимали все парламентские кресла. Искренние, должно быть, были люди – никаких тебе ширм, просто высокодуховная монополия на власть.
В Германии же тем временем усиливается оппозиция: если в 1994 году на долю миноритарных партий
приходилось 18,6% голосов избирателей, то через 15 лет она удвоилась (37,2%), а по итогам последних выборов 2017 года и вовсе составила 41,4%. При этом в ФРГ можно найти и левых (Die Linke), и правых (AfD), равно как и региональные партии наподобие баварского ХСС (в России, к примеру, региональные партии попросту отсутствуют – партии могут быть только общероссийскими). Ни в одном немецком ландтаге (региональном парламенте) нет менее 4 партийных фракций – в России же «Единая Россия» не просто доминирует во всех без исключения региональных собраниях, но и
в трех случаях делит парламентские кресла только с одним конкурентом. Индекс эффективного числа партий (ЭЧП),
традиционно рассчитываемый для оценки электоральной фрагментации и конкуренции, в случае с Бундестагом 2013 года
составил 3,5 – для сравнения, применительно к Государственной Думе РФ седьмого созыва он составляет 2,99. В случае с некоторыми выборами в российских регионах индекс ЭЧП и вовсе равен 1 – это значит, что доминирующая партия конкурирует только с самой собой.
Кроме того, нельзя не отметить разницы в организации выборов: избирательные комиссии в Германии не формируются на горячо любимой постсоветским пространством добровольно-обязательной основе, а нарушения законодательства преследуются куда жестче, чем, допустим, в России. В конце 1990-х гг. Германию потряс скандал, связанный с нелегальными пожертвованиями ХДС, -
Schwarzgeldaffäre; он нанес мощнейший удар по репутации целого ряда немецких политиков,
включая Хольгера Пфайса,
Вальтера Кипа,
Вольфганга Шойбле и даже легендарного
Гельмута Коля, а замешанный в скандале бизнесмен
Карлхайнц Шрайбер вынужден был бежать из страны. В нашем же отечестве вопросы финансирования политиков и партий вообще мало обсуждаются публично, а степень строгости наказания за нарушения на выборах лучше всего иллюстрирует интересная
статистическая деталь: в 2013 году по итогам 150 соответствующих заявлений КПРФ в прокуратуру было принято 4 (!) постановления о привлечении сотрудников комиссий к ответственности. Блестящий демократический КПД.